Когда нет хорошей открытки. Журнал Огонёк. 1953 г.

Приложение к материалу 
от 15 Октября 2012 1938 г. Китч в СССР.

Журнал «Огонёк», 1953 г.

Когда нет хорошей открытки.
Н. СОЛОВЬЕВА

Выйдя на привокзальную площадь, Мария Васильевна остановилась в раздумье. Ее пребывание в Москве приходило к концу, и надо было купить подарки семье.

На небольшом листке крупным почерком дочери Лидочки были записаны все заказы. Увидев дважды подчеркнутое слово «открытки», Мария Васильевна улыбнулась.

— Открытки с цветами, портретами артистов и писателей привези обязательно,— вспомнилась ей настойчивая просьба дочери.

— Займусь-ка я этим сегодня.

День идет к концу.

Из троллеибуса Мария Васильевна вышла у здания Моссовета. Невдалеке, она знала, есть большой   книжный магазин.
...На прилавке под стеклом лежали открытки. Десяток цветных фотографий городов, несколько репродукций с картин советских художников — вот и все, что она увидела в магазине.

— Цветы просила привезти дочка.  Покажите,  что есть.

— С цветами открыток у нас нет,— ответила продавщица.— Возьмите картину,— показала она цветную репродукцию в рамке, на которой была прикреплена табличка:  «Цена  50 рублей».

— Это дорого, да и не то мне нужно. Лучше скажите, где еще продаются открытки?

— Арбат, 4, магазин № 50, и на Кузнецком мосту, филателистический магазин,— привычной скороговоркой   ответила девушка.

В магазине на Арбате у прилавка было многолюдно. Мария Васильевна решила, что здесь-то она найдет все, что нужно, но не успела еще открыть рот, как две девушки, стоявшие впереди, разочарованно протянули:
— Ну, цветов попрежнему нет...

— Мне дайте ту, где «Мужичок с ноготок» нарисован,— просил мальчик лет десяти.

— Отдельно не продаем. Бери всю серию «Некрасов в изображении советских художников». Пять рублей стоит.

— Так они не все интересные. Почему отдельно нельзя купить? — сердито сказал мальчуган.— Дайте тогда вон те, с игрушками. Мне для братишки надо.

— Это тоже серия — «Народное и  прикладное искусство».

Мальчик, ничего не купив, с недовольной миной отошел от прилавка.

Подождав, пока освободилась немолодая, с приветливым лицом продавщица, Мария Васильевна сказала о том, что хотелось бы ей купить.

— Открыток с цветами давно у нас   не  было.  Артисты?..   Вот серия артистов Большого театра в различных ролях.

Мария Васильевна перебирала пачку и никак не могла узнать Обухову в этой, будто из жести сделанной Кармен, артиста Норцова в конфетно красивом офицерике, Давыдову в пряничной боярышне. Так мало напоминали рисунки художника Н. Кузьмина давно знакомые лица любимых артистов. Удивляло и то, что явно неудачная продукция принадлежала  издательству «Искусство».

— Хотелось бы без грима, какие они в жизни...— нерешительно сказала покупательница.

— Не поступают к нам такие открытки, хоть спрос большой,— услышала  она в ответ.

— А виды Москвы, станций метро есть у вас?

— Вот, пожалуйста, серия — шестнадцать снимков нового здания МГУ. И недорого: всего один рубль шестьдесят,—обрадованно ответила продавщица, довольная, что может предложить что-нибудь приемлемое.— И вот еще метро, посмотрите.

Но смотреть было нечего: на бледных, будто слинявших фото пропадала вся красота подземных дворцов. А прекрасный дом № 19 по улице Горького, у телеграфа, выглядел на одной открытке (изданной почему-то филателистической конторой в Таллине) грязно-серым. На другой — первый этаж того же дома оказался грубо размалеванным в малиновый цвет.

Пробираясь к выходу, Мария Васильевна все еще слышала недовольные   голоса. Старик-покупатель возмущался желтушечным оттенком лица «Моны Лизы».

Пожилая пара настойчиво выспрашивала, где найти хорошую детскую открытку:
— Нам внука-малыша надо поздравить. В телеграмме-то он что поймет? А какой-нибудь зайчишка ему  понравился бы...

— Поздравительные открытки бывают у вас? — допытывался кто-то.— Раньше ведь издавали. Сам получал!..

О дальнейших хождениях Марии Васильевны рассказывать не стоит. Лидочкино поручение так и осталось невыполненным.

— Открытки? Такой пустяк! — скажет, может быть, не в меру серьезный читатель. Но и сам он с курорта всегда посылает домой фотографии южных городов, зачастую досадуя на низкое качество печати. А поздравительную открытку от друзей и он получил бы с радостью! О молодежи, школьниках и говорить нечего — это постоянные посетители магазинов, где  продаются открытки.

Попробуем продолжить путешествие уехавшей Марии Васильевны, но уже не в магазины, а в издательство.

В Изогизе нам сообщили: к концу 1953 года общий тираж открыток достигнет 31 миллиона штук, а в будущем году тираж должен вырасти втрое. Но ведь это далеко не удовлетворит спроса! А если учесть, что из всего огромного наследия русской и западноевропейской живописи, собранного в Эрмитаже, Государственном Русском музее и Третьяковской галерее, будет воспроизведено на открытках меньше ста названий, незначительными покажутся все эти расчеты издательства.

Правда, в тематическом плане Изогиза на оставшиеся месяцы этого года и на 1954 год учтены некоторые особо настойчивые требования потребителя. Так, среди образцов новых открыток мы увидели нарядные поздравительные новогодние для малышей, выпускаемые полумиллионными тиражами. Готовятся к изданию и красивые открытки с цветами. Запланированы серии, посвященные художественным музеям Горького, Саратова, Феодосии. Но и сами работники Изогиза признают, что всего этого недостаточно, и во многом соглашаются с критикой своей продукции.

У Изогиза нет своей типографии, заказы на открытки размещаются в других издательствах, где их принимают крайне неохотно. Да и художники до последнего времени неохотно работали специально для этой цели.

Такое положение используют предприимчивые халтурщики. В поездах бойко торгуют нарисованными от руки «грибками», «девочками», «собачками». А на улицах многих городов появляются продавцы кустарных, грубо раскрашенных фотографий неведомых красавиц, всякого рода «лирической» халтуры.

Преградить дорогу халтуре и пошлости может только серьезный, деловой подход к созданию и изданию массовыми тиражами художественно полноценных открыток. Маленькую и любимую всеми художественную репродукцию и просто красочную открытку ждут советские люди.

Образцы  «лирической» халтуры.
Уличная сценка в Ташкенте.

[ сканированное изображение статьи ]

ЛОГОТИПЫ

Здесь размещены векторные логотипы предприятий Омска, представительств иностранных и отечественных компаний.

Каталог сохраняет все знаки - старые и новые.

Вы можете прислать свой фирменный знак и использовать постоянную ссылку в своей работе.

Мэйд ин не Омск

24.10.12 - 1977 г. Спутник прораба

1977 г. Спутник прораба

Очень много советских плакатов по безопасности труда, для такой маленькой книжицы. Читать дальше
15.10.12 - 1938 г. Китч в СССР.

1938 г. Китч в СССР.

В суровые предвоенные годы "Кровавая гэбня" (с) почему-то позволяла этим маленьким художественным творениям жить и процветать. Читать дальше