1977-1982 г. Буковки

Всегда интересовал один момент - почему выпускники художественных учебных заведений  и искусство шрифта плохо знакомы друг с другом. И мало этого - иногда складывается ощущение, что первые, по отношению к вторым, относятся с пренебрежением.

Вроде бы и САМ велел им дружить ...

Впрочем, всё что ниже - немного о другом.

Рассматривая агитационную и рекламную (да и всю остальную) печатную продукцию СССР во временном промежутке с 1947 по 1984 года, явно наблюдается спад качества художественной (дизайнерской - по-современному) работы в 70-е годы. Разговор, в прочем, больше о "местной", "не московской" (централизованной) работе.

На первый взгляд, казалось:

Хдожественное оформление советских книг и каталогов всегда (почти :-) было на высоте. И это понятно, т.к. заказ на оформление подобных вещей получали самые опытные и "заслуживающие доверия" художники (добавим сюда и КАЧЕСТВО больших типографий).

С другой стороны, массовая работа: этикетки, листовки, газеты, упаковка, реклама и прочая, доставалась ... всем остальным - менее попсовым, менее опытным и наверное из-за этого оформление "бытовой полиграфической" продукции было "не очень". 

Но не всё так просто.

С восстановлением промышленности СССР после Великой отечественной войны и увеличением ассортимента товаров гражданского потребления, увеличивается и объём дизайнерской работы для художников. Большие типографии получают и осваивают новые, более производительные печатные технологии и машины, но, надо заметить, "на местах" ещё продолжают использовать ОЧЕНЬ много старого оборудования. Это, прежде всего, и накладывает отпечаток на "местный" дизайн позднего советского периода.

Правда, с сегодняшней "горы знаний" можно увидеть и другие проблемы:

  • Отсутствие "школы шрифта" в художественных учебных заведениях, безусловно влияло на качество "массовой работы" оформителя полиграфических изделий.
  • Большинство послевоенных оформительских работ выполнялось художниками вручную (это особенно хорошо видно по симпатичным "рукописным" газетным заголовкам и пищевым этикеткам), что накладывало ограничение по производственным срокам. Однако, с увеличением ассортимента гражданской продукции, потребность в более технологичном решении оформления только возрастает. 
  • Замена "ручного письма" на типографский шрифт предполагало хороший и разноообразный ассортимент последнего, что было редкостью.

Сегодняшний компьютерный набор, позволяющий одним щелчком мышки изменить и гарнитуру, и кегель шрифта публикации - привычная штука. А совсем недавно, типографии оперировали только тем, что было в наличии: или наборные шрифты определённых гарнитур и кегля (в кассах), или матрицы (определённых гарнитур и кегля) для строкоотливных машин (линотипа).

Каталог шрифтов небольшой типографии Электротехнического завода имени Карла Маркса:

Электротехнический завод имени Карла Маркса
Образцы шрифтов. Омск - 1977 г.

Типография. Электротехнический завод имени Карла Маркса Образцы шрифтов

Образцы шрифтов. Типография. Электротехнический завод имени Карла Маркса

  • Курсив светлый, кг. 28
  • Обыкновенный полужирный, кг. 24
  • Латинский светлый, кг. 20
  • Английский узкий, кг. 28
  • Гермес гротеск, кг. 24
  • Латинский курсив светлый, кг. 28
  • Книжный гротеск, кг. 20
  • Брусковый, кг. 20
  • Узкий гротеск, кг. 16
  • Рубленый, кг. 16
  • Курсив светлый, кг. 20
  • Курсив светлый, кг. 16
  • Светлый рубленый, кг. 16
  • Английский узкий, кг. 20
  • Светлый бажан., кг. 16
  • Латинский светлый, кг. 16


Образцы шрифтов. Типография. Завод имени Карла Маркса

  • Гермес гротеск, кг. 28
  • Академический узкий полужирный, кг. 28
  • Академический узкий полужирный, кг. 24
  • Академический светлый, кг. 20
  • Академический светлый, кг. 24
  • Ново-газетная, кг. 24
  • Балтика жирная, кг. 20
  • Брусковая газетная узкая полужирная, кг. 28
  • Курсив рекламный, кг. 24
  • Английский узкий, кг. 36
  • Брусковая полужирная, кг. 28
  • Гротеск узкий, кг. 28
  • Академический светлый, кг. 24
  • Ново-газетная, кг. 24
  • Английский узкий, кг. 36
  • Латинский полужирный, кг. 28
  • Латинский полужирный, кг. 28
  • Латинский полужирный, кг. 20
  • Дубовый гротеск, кг. 36
  • Латинский светлый, кг. 36
  • Книжный гротеск, кг. 24
  • Курсив полужирный, кг. 24
  • Академический светлый, кг. 28
  • Рубленый, кг. 36
  • Гротеск узкий, кг. 36
  • Оттеночный широкий, кг. 28
  • Оттеночный узкий, кг. 28


1977 г. Образцы шрифтов. Типография. Завод имени Карла Маркса

  • Гротеск, кг. 48
  • Академический, кг. 48
  • Брусковая газетная полужирная, кг. 48
  • Латинский полужирный, кг. 48
  • Обыкновенный, кг. 48
  • Брусковая газетная узкий полужирный, кг. 48
  • Латинский широкий, кг. 36
  • Латинский широкий, кг. 24
  • Латинский широкий, кг. 20
  • Рубленый светлый, кг. 28
  • Латинский полужирный прямой, кг. 6
  • Латинский светлый прямой, кг. 6
  • Латинский светлый прямой, кг. 8
  • Латинский полужирный прямой, кг. 8
  • Английский полужирный прямой, кг. 8
  • Английский светлый прямой, кг. 8
  • Латинский полужирный прямой, кг. 10
  • Латинский светлый прямой, кг. 10
  • Английский курсив светлый, кг. 10
  • Английский прямой светлый, кг. 10
  • Латинский курсив, кг. 10
  • Школьный прямой светлый, кг. 10
  • Школьный курсив светлый, кг. 10
  • Латинский полужирный прямой, кг. 12
  • Латинский светлый прямой, кг. 12


1977 г. Образцы шрифтов. Типография. Завод имени Карла Маркса

  • Книжный гротеск, кг. 16
  • Древний курсив, кг. 12
  • Книжный гротеск, кг. 12
  • Книжный гротеск, кг. 12
  • Курсив светлый, кг. 12
  • Курсив полужирный, кг. 12


1977 г. Образцы шрифтов. Типография. Завод имени Карла Маркса

Или, если свести в список по гарнитурам:

  1. Академический светлый, кг. 20, 24, 28
  2. Академический узкий полужирный, кг. 24, 28
  3. Академический, кг. 48
  4. Английский курсив светлый, кг. 10
  5. Английский полужирный прямой, кг. 8
  6. Английский прямой светлый, кг. 8, 10
  7. Английский узкий, кг. 20, 28, 36,
  8. Бажан светлый, кг. 16
  9. Балтика жирная, кг. 20
  10. Брусковая газетная полужирная, кг. 48
  11. Брусковая газетная узкая полужирная, кг. 28, 48
  12. Брусковая полужирная, кг. 28
  13. Брусковый, кг. 20
  14. Гермес гротеск, кг. 24, 28
  15. Гротеск узкий, кг. 16, 28, 36
  16. Гротеск, кг. 48
  17. Древний курсив, кг. 12
  18. Дубовый гротеск, кг. 36
  19. Книжный гротеск, кг. 12, 20, 24
  20. Курсив полужирный, кг. 12, 24
  21. Курсив светлый, кг. 12, 16, 20, 28
  22. Латинский курсив светлый, кг. 28
  23. Латинский курсив, кг. 10
  24. Латинский полужирный прямой, кг. 6, 8, 10, 12
  25. Латинский полужирный, кг. 20, 28, 48
  26. Латинский светлый прямой, кг. 6, 8, 10, 12
  27. Латинский светлый, кг. 16, 20, 36
  28. Латинский широкий, кг. 20, 24, 36
  29. Ново-газетная, кг. 24
  30. Обыкновенный полужирный, кг. 24
  31. Обыкновенный, кг. 48
  32. Оттеночный узкий, кг. 28
  33. Оттеночный широкий, кг. 28
  34. Рекламный курсив, кг. 24
  35. Рубленый cветлый , кг. 16, 28
  36. Рубленый, кг. 16, 36
  37. Школьный курсив светлый, кг. 10
  38. Школьный прямой светлый, кг. 10
  39. Книжный гротеск, кг. 16


Электротехнический завод имени Карла Маркса
Образцы шрифтов. Омск - 1982 г.

Электротехнический завод имени Карла Маркса Образцы шрифтов. Омск 1982 г.

Электротехнический завод имени Карла Маркса Образцы шрифтов. Омск - 1982 г.

Увеличить изображение. Электротехнический завод имени Карла Маркса Образцы шрифтов. Омск - 1982 г.

Увеличить изображение. Электротехнический завод имени Карла Маркса Образцы шрифтов. Омск - 1982 г.

1982 г. Электротехнический завод имени Карла Маркса Образцы шрифтов. Омск

1982 г. Электротехнический завод имени Карла Маркса Образцы шрифтов. Омск

1982 г. Электротехнический завод имени Карла Маркса Образцы шрифтов. Омск

1982 г. Завод имени Карла Маркса Образцы шрифтов. Омск

1982 г. Завод имени Карла Маркса Образцы шрифтов. Омск

1982 г. Завод имени Карла Маркса Образцы шрифтов. Омск


Цитата:

В 70-е годы в полиграфии начал проявляться застой. Прекратилось финансирование создания новых типографских шрифтов, заводы, производящие матрицы, приостановили освоение новых гарнитур ввиду отсутствия заказов, так как полиграфические предприятия довольствовались минимальным количеством шрифтов, несмотря на приказы Госкомиздата об обязательном ассортименте шрифтов в типографиях.

Добавить комментарий

Товарищи комментаторы.
Хотелось бы попросить вас воздерживаться от ругани, матов, пустых и бессмысленных сообщений. Хорошая шутка и конструктивное обсуждение приветствуются. Всё остальное в (*).
(* - звёздочка).
Все мы гении. Этот сайт не помойка. Сообщения модерируются.

Защитный код
Обновить

ЛОГОТИПЫ

Здесь размещены векторные логотипы предприятий Омска, представительств иностранных и отечественных компаний.

Каталог сохраняет все знаки - старые и новые.

Вы можете прислать свой фирменный знак и использовать постоянную ссылку в своей работе.

Мэйд ин не Омск

24.10.12 - 1977 г. Спутник прораба

1977 г. Спутник прораба

Очень много советских плакатов по безопасности труда, для такой маленькой книжицы. Читать дальше
15.10.12 - 1938 г. Китч в СССР.

1938 г. Китч в СССР.

В суровые предвоенные годы "Кровавая гэбня" (с) почему-то позволяла этим маленьким художественным творениям жить и процветать. Читать дальше