Маркирование продукции, в СССР, не было ключевым моментом в процессе доведения товара до потребителя. В контексте Плановой экономики отсутствовала необходимость быть "лучше или хуже чем другие", т.к. для всего существовал ГОСТ, который чётко описывал любой вид продукции (её качество в том числе). Соответствие ГОСТу - закон для производителя.
Чтобы лучше понять почему эта "необязательность существования марочного продукта" существовала в СССР - надо вспомнить и о "военной составляющей" большинства советских заводов. Режимные (секретные) предприятия, порой имели простые литерные названия (н.р. наш Завод Октябрьской революции - "55-ый", а завод им. К. Маркса - "4-ка") и их "публичность" не приветствовалась. С другой стороны, - централизованность и ещё раз централизованность. Любые решения экономического характера диктовали и утверждали на уровне министерств и ведомств.
Разработка фирменного знака - из той же вотчины.
В "хрущёвскую оттепель", после войны, с частичной перестройкой "военно-ориентированного" производства на гражданское, у товаров народного потребления стали появляться собственные лица - торговые знаки.
Логотип Омского шинного завода.
Обнаружить авторство этих знаков и логотипов, пока не удалось. Думается, что большинство составляют "московские" (министерские) разработки. Скорее всего, в нижеследующем тексте будет некоторое количество "ложных" утверждений, и будет очень неплохо, если будут "правки" от читателей.
Решение о строительстве Омского шинного завода было принято в предвоенные годы (1938). Неторопливая стройка превратилась в настоящий прорыв после нападения фашистов на СССР. Перед омскими шинниками была поставлена задача в кратчайшие сроки начать выпуск продукции. Практически на пустом месте (до этого были возведены фундаменты лишь нескольких корпусов), за полгода, с помощью оборудования и специалистов собранных со всей страны, завод был построен и стал выпускать продукцию для фронта Великой Отечественной.
Февраль 1942 г. - первые шины Омского шинного.
№0 - 19... г.
... ?
№1 - 1962 г.
Похоже, что это первый фирменный значок Омского шинного завода. Опубликован в Каталоге 1962 года "Шины и тормозные камеры Омского шинного завода". Издание ГОСИНТИ.
Хороший знак. (До сих пор используется при маркировке шин, шрифт, кстати - чертёжный)
№2 - 1968 г.
Некоторые "вольности" при воспроизводстве предыдущего знака (сканеры и компьютеры, для передачи фирменной атрибутики, в типографиях будут использоваться значительно позже). " "Каталог Шин" 1969 г.". Издание ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ.
№3 - 1978 г.
До СССР "добрался" Pop-Art, вспомнился Конструктивизм и реанимировано понятие "реклама". Много всего и сразу - никому не шло на пользу и значок Омскшины - не исключение.
Этот знак не прижился.
С некоторой периодичностью, элементы этого графического решения "всплывают" и в других изданиях:
№4 - 1980 г.
На всех предприятиях СССР, с появлением штатных художников-оформителей возглавляющих идеологическую работу с массами, приводятся в порядок и "элементы фирменного стиля" предприятий. На нижеследующих картинках просматривается не только унификация изображений знака и надписей, но и "доработка и чистка" логотипа Омскшины.
Рисунок стал технологичнее, чище и читабельнее, но пропала лаконичность старого знака. Зато, это, пожалуй, самый "вылизаный" вариант.
Почти коллеги по пропагандистскому фронту:
№5 - с конца 90-х и по сегодняшний день
Смутное детище перестройки. Любимый эффект "нашинкованного арбуза" дизайнеров 90-х (этот "художественный трюк", к сожалению встречается и в современных логотипах).
Когда этот вариант появился - он, наверное, представлял из себя какую-то политико-идеологическую ценность, но с точки зрения сегодняшнего дня ....